Литва независима уже почти 20 лет. Как, на Ваш взгляд, за это время изменилось общество?
Немалое количество людей разбогатело, увидело мир, стало более цивилизованным, а это уже неплохо.
Сотни тысяч достигли этого не в Литве и, возможно, ни они, ни их дети в Литву не вернутся. Не обедняет ли это Литву и в материальном, и в интеллектуальном плане?
Не стоит преувеличивать. По самым скромным подсчетам десятки тысяч (а скорее всего больше) этого добились в Литве, а на Западе далеко не каждый из сотен тысяч этого достиг и, думаю, примерно половина их вернется.
Кроме того, в настоящее время эмиграция не означает разрыва связи с Литвой. В глобальном мире можно оставаться полноценным литовцем повсюду, даже в Антарктиде.
По Вашему мнению, общество стало более образованным, чем 20 лет назад?
Есть и большая образованность, но хочется намного большей.
Что вообще значит образованный, культурный человек? Каким он должен быть, по Вашему мнению?
Образованный человек – в первую очередь, человек, отказавшийся от советского менталитета. А советский менталитет – это желание изолироваться, боязнь новшеств, чрезмерное праведничество, постоянный поиск «врагов» и «предателей», уверенность в том, что миром правят темные силы, у которых одна цель – унизить и растоптать тебя и твоих близких. Чисто советская черта – паникерство: если не сегодня, то завтра умрем, вымрем, будем закабалены, поэтому надо решительно бороться и применять строгие меры к чужакам. К сожалению, эти тенденции по-прежнему налицо и среди интеллигентов и тех, кто себя таковыми считает.
Укрепляется ли в Литве городская культура или все же больше видны корни мужиков Кристионаса Донелайтиса?
Литовцы были, а многие по сути и хотели бы оставаться крестьянами, мужиками. Городская культура часто считается чужой – польской, еврейской – и даже опасной, развращающей. А среди мужиков всегда крепка тенденция, которую я бы назвал «кулацкой».
Слово «кулак» сделали популярным коммунисты, но придумали его не они, а простые литовские крестьяне – коммунисты ввели лишь слово «раскулачивание». Кулак – это человек, у которого практически нет других интересов, кроме своей собственности и «брички» (сейчас яхты, феррари или хотя бы БМВ). Здесь, конечно, и берет начало обычная крестьянская – и литовская – зависть, злорадство, когда у соседа случается несчастье, лицемерие, конформизм, о чем писали классики от Донелайтиса до Пятраса Цвирки. С образованностью это, к сожалению, не сочетается. Но чтобы от таких качеств избавиться, нужны сотни лет.
Парламент нынешнего созыва принял закон «О защите несовершеннолетних от негативной информации», на который президент Валдас Адамкус наложил вето. О чем, по Вашему мнению, говорит желание парламента ограничивать конституционные и европейские свободы и права?
Думаю, что стремление парламента вводить цензуру свидетельствует о чисто советском менталитете. То, что против цензуры голосовало лишь шесть парламентариев – большой позор для Литвы. Что касается конкретно «развращения несовершеннолетних» могу повторить лишь то, что говорил по другому поводу: сколько не вводи цензуру, несовершеннолетние все равно узнают об этом от сверстников, как это было в советское время, только в более жесткой, не всегда верной, часто травмирующей форме. Поэтому лучше, чтобы это было доступно в публичной информации.
В парламенте кто-то спрашивал, как человек чувствовал бы себя, если бы его сын признался в том, что живет с другим мальчиком. Что ж, если бы подобное случилось со мной (не случилось – у моих детей традиционные семьи), я бы сказал: «Сынок, не буду скрывать, что мне было бы более приятно иметь внуков, чем не иметь, но твоя личная жизнь – твое дело. Ты останешься моим любимым сыном. Конечно, я хотел бы познакомиться с твоим партнером». Только так, по-моему, может чувствовать себя и говорить цивилизованный человек.
Литва в этом плане сейчас удаляется от цивилизации? И как случилось, что признаки советского менталитета прорвались в самую антисоветскую партию – консерваторов – христианских демократов?
От цивилизации этот закон, без сомнения, удаляет. Наши активнейшие антисоветские политики часто отдаются во власть советскому менталитету, только выворачивают его на патриотическую сторону, от этого он лучше не становится. Но я не думаю, что виноваты лишь консерваторы – христианские демократы. Голосование показывает, что этот менталитет не чужд и другим.