Владислав Иноземцев: русские — народ без собственного государства
Постимперская травма считается основной реальной причиной российской агрессии (не учитывая формальных факторов, таких как «нацификация» Украины или расширение НАТО). Если принять эту гипотезу, возникает вопрос: почему, например, европейские империи, потерявшие в прошлом территории, не пытались через 30 лет после их утраты провести подобные «реконкисты»?
Оценивая войну России против Украины, большинство исследователей исходят из того, что она порождена стремлением Москвы восстановить свою империю, которую она потеряла с распадом Союза. Двадцать лет назад писал о том, что «без Украины Россия перестанет быть евразийской империей»1, а В. Путин постоянно повторяет, что намерен в той или иной форме бороться за «историческую Россию», под которой понимается страна в границах если не Российской империи 1913 г., то 1989-го.
Иначе говоря, постимперская травма считается основной реальной причиной (формальные типа «нацификации» Украины или расширения НАТО мы не рассматриваем) российской агрессии. Если принять эту гипотезу, возникает вопрос: почему, например, европейские империи, терявшие когда-то входившие в их состав территории, не пытались через 30 лет после их утраты затеять такие же «реконкисты»? На мой взгляд, тема нуждается в глубоком осмыслении, и ответ на этот вопрос не может сводиться к тезису, что «у русских всё не так, как у европейцев». Даже если различия и имеются, их нужно должным образом оценить.
На мой взгляд – и я посвятил этой теме одну из своих книг2 – фундаментальным отличием России от западноевропейских империй является то, что последние ( начиная с конца XV века, с середине XVI, Великобритания с начала XVII, Бельгия со второй половины XIX, а и – с конца XIX столетия) строили свои империи, став до этого централизованными, и я бы сказал – национальными государствами. Это помогло европейцам пережить распад своих колониальных империй (не без проблем, но всё же) – и, более того, мне сложно преодолеть впечатление, что провалы «внешней имперскости» стали основанием для внутреннего объединения в то, что сейчас называется Европейским союзом (в прошлом году я одновременно с У.Р. Мидом назвал его «постимперской империей»).
Однако на востоке европейского континента распад Советского Союза не решил ни одной имперской проблемы. Если в СССР в одном государстве были соединены некое подобие метрополии в виде Центральной России, а также частей Беларуси и Украины; её поселенческие колонии в виде Сибири3 и ряда других территорий, населённых в основном русскими; и, наконец, присоединённые к империи насильственным образом земли, где русские никогда не были большинством (от стран Балтии до Молдовы и от Северного Кавказа до Центральной Азии), то в Российской «Федерации» сохранилась ровно такая же структура, то есть никакой «деколонизации» не произошло. Ситуация, я бы сказал, лишь усугубилась – так как в советском случае существовало государство, открыто отрицавшее свою национальную определённость (Союз Советских Социалистических Республик мог бы находиться даже в Латинской Америке), но состоявшее из национальных республик, а в наше время есть Российская «Федерация», в которой имеются образования, также названные по имени местных народов.
На мой взгляд, уникальность нынешней России состоит в том, что она является единственным субъектом, выделившимся из сложносоставных европейских империй (или имперских федераций) – Австро-Венгрии, СССР или Югославии, – не создав своей национальной идентичности. Можно говорить о том, что становление таких идентичностей в постимперских странах (от Чехословакии образца 1920-х годов до постсоветских государств 1990-х или Косова 2000-х) происходило с элементами дискриминации представителей более крупных/прежних имперских наций (немцев, русских, сербов), но нельзя отрицать того факта, что возрождение национальных языков и формирование национальной культуры было важнейшим элементом государственного строительства.
В России титульная нация, русские, фактически изначально оказалась в очень сложном положении, так как она осталась той же самой имперской нацией, какой была в Российской империи и Советском Союзе. Более того, если в той же царской империи понятие «русский» вовсе не носило негативной коннотации («русскими» становились люди с татарскими, грузинскими, немецкими и еврейскими корнями, принимая в случае необходимости православие, меняя имена и переходя на военную или гражданскую службу к русскому царю) и относилось к большинству населения, то в последние десятилетия «русскость» стала рассматриваться прежде всего как этническая характеристика, а граждане, которые выдвигали идеи русского национального государства – как неонацисты. Для обозначения всех граждан страны, которые во времена империи разделялись на «россов» и «инородцев», изобрели специальный термин «россияне».
Я не буду отрицать, что среди русских националистов попадались и те, кто придерживался ультраправых и ксенофобских взглядов – но следует заметить, что многие из тех, кто отстаивал идею русского национального государства, с 2014 г. оказались в украинских окопах и до сих пор составляют основу русских добровольческих подразделений, воюющих на стороне Киева против путинской агрессии. Это произошло потому, что ещё в начале 2000-х годов осознал, что под лозунгами русского национализма его имперские эксперименты проводиться не могут: с одной стороны, русский националист стремится не к новому завоеванию Кавказа или Центральной Азии, а к максимальному дистанцированию от чуждых этнических общностей; с другой, формирование русского национального государства означало бы дальнейшую дефрагментацию Российской Федерации, единство которой столь ценил В. . Именно поэтому российские националисты испытали на себе мощь путинской репрессивной машины уже в 2000-е годы, когда либералы и иноагенты наших дней чувствовали себя вполне уверенно и активно сотрудничали с Кремлём.
Когда же «русский мир» стал восприниматься исключительно как культурный/религиозный и ценностный феномен, В. Путин объявил себя «правильным» русским националистом – но ради целей, которые не имели ничего общего с защитой интересов русского народа. С одной стороны, он, действуя в интересах создаваемого им «коммерческого государства», открыл российские границы для миллионов мигрантов из мусульманских республик (сейчас их живёт в России не менее 10% населения, а в 2020 г. 140-миллионная выдала мигрантам больше своих паспортов, чем 330-миллионные Соединённые Штаты), которые составляют сегодня значительную часть населения крупных городов (при этом соратники В. Путина не скрывали и не скрывают того, что переселение будет продолжаться, так как иного способа решения «демографической проблемы» они не видят). С другой стороны, устранив этнический национализм, В. Путин стал укреплять национализм имперский, зовущий Россию к захвату якобы принадлежащих её земель (в то время как русские националисты выступали как раз за «собирание народа», а не территорий, полагая что их-то у России более чем достаточно), и довёл ситуацию до войны с Украиной, народ которой он сам называл «единым» с русским народом; при этом за «русский мир» на фронте сегодня умирают и дагестанцы, и тувинцы, и буряты, которых режим довёл до нищеты и успешно вербует в свою наёмную армию.
Мне кажется, что в начале 1990-х годов у русского народа был шанс построить своё национальное государство, но он был отобран его собственным правительством, заинтересованным в сохранении империи. В стране, где более 80% составляли этнические русские, не могло случиться территориального распада не по национальному признаку – поэтому огромные земли от Пскова до Владивостока всё равно остались бы единой страной. От неё могли отделиться республики Северного Кавказа (что лично я бы считал большим благом), а также некоторые периферийные территории типа той же Тывы (до 1940 г. остававшейся независимой) или Бурятии. Остальные «национальные» республики – от Якутии до Татарстана и Чувашии – находятся внутри территории, преимущественно населённой русскими, и потому имеют мало шансов на полную независимость, за исключением случаев, если бы в этом были заинтересованы как в Москве, так и в региональных столицах. Вариант, при котором Русская конфедерация соседствовала с несколькими независимыми национальными государствами, был бы идеален: он требовал от Москвы многочисленных компромиссов в отношениях как с отделившимися территориями, так и с теми, которые остались в единой стране, но требовали культурной и языковой автономии. Этот диалог цивилизовал бы все стороны, в то время как восстановление имперского начала во внутрироссийской политике (идущее ещё с того момента, как в 1993 г. Федеративный договор перестал быть таковым, будучи «зашит» в новую Конституцию) лишь ожесточает все стороны – и центр, и регионы.
Национализм во многом создал современные европейские государства – и позволил на определённом этапе начать их интеграцию, так как все участники Европейского союза понимают свои национальные интересы, но в то же время умеют идти на компромисс и ощущают степень своей взаимозависимости. На постсоветском пространстве в результате специфической «национальной политики» большевиков идеи национальных государств зачастую не смогли реализоваться мирно и безболезненно. Это касается и Закавказья с территориальным конфликтом и Армении, и Молдовы, где возникло непризнанное Приднестровье, и многих других стран. Показателен пример Грузии, в которой на момент распада СССР имелось три автономии, с двумя из которых правительство в Тбилиси практически немедленно вступило в вооружённый конфликт. Все эти проблемы, на мой взгляд, определяются тем, что территории для имперских государств важнее национальной идентичности. В результате этнический национализм сменяется государственным и превращается в инструмент имперской политики.
Возвращаясь к России, я бы сказал, что истоки как её собственной трагедии, так и несчастий, которые она принесла своим соседям, кроются в том, что никто не воспрепятствовал имперцу и фашисту В. Путину монополизировать тему «русскости» и представить себя «русским националистом». Русские националисты не проявили себя серьёзным противником, а либералы не встали на их сторону, проповедуя идеи космополитизма и общечеловеческих ценностей. Сегодня же сама идея «Русского мира» настолько слилась с путинским реваншизмом, что любая попытка реабилитировать русское национальное движение обречена на провал. В результате Путин, который за последние десятилетия обрёк на смерть и эмиграцию миллионы русских людей и заложил неразрешимые проблемы для будущей России, превратив её в самое насыщенное культурно чуждыми мигрантами общество в мире, считается защитником русского народа от пресловутого «Запада» и доказывает населению, что исламских террористов нанимает и финансирует и её европейские союзники – а российская оппозиция и слова не может сказать в защиту прав и интересов русского населения, так как немедленно окажется в немилости у Европы, куда она почти в полном составе релоцировалась. Но мне всё больше кажется, не превратившись в национальное государство русского народа и не установив цивилизованные отношения с другими народами, ныне населяющими Российскую «Федерацию», Россия не станет безопасной для своих соседей и не найдёт своего места в мире XXI века.
Список литературы 1. Brzezinski, Zbigniew. The Grand Chessboard. American Primacy and Its Geostrategic Imperatives, New York: Basic Books, 1997, p. 46
2. Абалов, Александр и Иноземцев, Владислав. Бесконечная империя: Россия в поисках себя, Москва: Альпина Паблишерс, 2021
3. Зубов, Валерий и Иноземцев, Владислав. Сибирское благословение, Москва: Аргамак-Медиа, 2013 сс. 11–25
Читайте также новые расследования редакции:
Максим Викторович Шкиль, украинский предприниматель, замешанный в коррупционных связях