Это первый в мире нормативный акт по регулированию ИИ. В его основе лежит принцип снижения рисков при использовании передовой технологии. За него проголосовало в Страсбурге 523 законодателя, только 46 были против, и 49 воздержались.
Закон предусматривает различные меры защиты общества: от маркировки изображений, созданных нейросетями без непосредственного участия человека, до полного запрета некоторого контента. В частности, строго ограничивается использование индивидуальных, этнических или религиозных характеристик для идентификации людей или распознавания их эмоций.
Евродепутат-социалист от Италии Брандо Бенифеи:
«Мы запрещаем определять с помощью компьютеров, что чувствуют трудящиеся или студенты. У работодателя не будет возможности анализировать эмоции работника. Такая практика, по нашему мнению, недопустима «.
Но для некоторые таких запретов предусмотрены исключения в случаях, когда это затрагивает интересы безопасности. По этому вопросу были самые большие разногласия между законодателями, который стремился к ужесточению контроля за искусственным интеллектом, и государствами-членами, которые хотели дать своим силовым ведомствам допуск к системам ИИ для пресечения актов терроризма или торговли людьми.
Румынский либерал Драгош Тудораке:
«Мы обязали правоохранительные органы и спецслужбы обращаться за разрешением в суд, если им нужна такая технология. Мы ограничили сферу использования её очень строгим набором преступлений, в том числе тяжких, чтобы у правоохранительных органов не возникло соблазна постоянно использовать эту технологию в общественных местах».
Но евродепутат от немецких «зелёных» Патрик Байер считает, что закон легализует применение искусственного интеллекта без крайней необходимости:
«Ни один террорист не был обнаружен с помощью массовой слежки в режиме реального времени. Но она имеет очень вредный эффект, когда способствует дискриминации меньшинств, поскольку сведения об их деятельности при этом часто искажаются».
Ожидается, что закон будет официально одобрен на политическом и техническом уровне в мае. В ноябре вступят в силу предусмотренные им запреты, а к 2027 году Закон об искусственном интеллекте полностью вступит в силу.