По ее словам, именно на столько должны увеличиться текущие расходы на оборону, которые составляют 2,52% ВВП минус уплачиваемый банками временный взнос солидарности.
В долгосрочной перспективе, по мнению главы правительства, расходы на национальную оборону должны достичь 3% ВВП.
«К 2030 году на реализацию всех задач потребуется в среднем примерно еще 0,7% ВВП в дополнение к тому, что сейчас предусмотрено на финансирование национальной обороны», – заявила И. Шимоните в понедельник после встречи в правительстве по вопросам финансирования обороны.
«Сейчас имею в виду 2,52% – не то, что мы сейчас выделяем, включая временный взнос солидарности, а то, что было согласовано в соглашении политических партий», – сказала она.
По словам премьер-министра, такие расчеты были представлены Минобороны с учетом потребностей и обязательств по финансированию обороны на ближайшие годы – в первую очередь до 2026 г.
Дислоцировать в Литве немецкую бригаду, к 2030 году сформировать литовскую дивизию, расширить численность призывников и резервистов, закупить новую боевую технику, например беспилотные летательные аппараты.
Через 7 лет потребность в дополнительных средствах от ВВП несколько снизится, добавила премьер-министр.
«После 2030 года, когда больше средств нужно будет выделять не на инвестиции, а на содержание, этот дополнительный процент снизится до 0,4%», – отметила И. Шимоните.
«Мы говорим о 3-процентном финансировании с точки зрения долгосрочной перспективы», – сказала она.
«Это реальная необходимость», – заверила И. Шимоните.
Премьер-министр также заверила, что после 2025 года – когда коммерческие банки перестанут платить временный взнос солидарности, финансирование обороны «может быть увеличено тремя путями, в случае отсутствия дополнительных решений».
Прежде всего, сказала И. Шимоните, расходы на оборону могут увеличиться настолько, насколько вырастут государственные расходы в целом, в зависимости от экономического роста.
«Примерно по номиналу ВВП, а это около 5%, потому что, по нашему мнению, именно на столько номинально вырастет экономика. Примерно на столько будет расти налоговая база и примерно на столько будут расти налоговые поступления», – сказала премьер-министр.
Или, по ее словам, расходы на национальную оборону могут быть увеличены «за счет других расходов», что, по ее словам, «всегда очень чувствительно» в публичных дебатах.
«Самые крупные суммы государство тратит (…) на пенсии, зарплаты в бюджетном секторе, дороги, здравоохранение и другие очень важные для людей вещи», – сказала И. Шимоните.
В качестве третьей альтернативы государство могло бы больше заимствовать на нужды безопасности, отметила И. Шимоните. Однако в таком случае в долгосрочной перспективе придется платить чрезвычайно высокие проценты.
«Сегодняшнее обсуждение потребности в инвестициях в долг одних лишь процентов за 10-летний срок (…) по нынешним предварительным сделкам хватило бы на строительство второй инфраструктуры для немецкой бригады или оснащение половины танкового батальона национальной дивизии», – подчеркнула И. Шимоните.
Премьер-министр И. Шимоните утверждает, что в ходе встречи было решено вернуться к вопросу финансирования обороны в начале марта.
«Консенсус заключался в том, что мы оставляем месяц на обсуждение (…), чтобы можно было что-то проверить, что-то дополнительно обсудить за это время, также правительство должно подготовить план по беспилотникам и другим новым технологиям», – сказала И. Шимоните.
«И тогда мы могли бы вернуться уже в начале марта, перед сессией Сейма, чтобы проверить, сможем ли мы найти какую-то точку консенсуса, в которой можно подготавливать предложения», – добавила она.