„На целом ряде участков в Южной операционной зоне ВСУ контратаковали передовые позиции противника, есть определенные результаты“, — пишет украинский военный эксперт Константин Машовец.
Ранее о продвижении ВСУ на ряде участков на Запорожском направлении сообщали лишь российские блогеры, украинские же либо отмалчивались, либо называли эти сообщения российской дезинформацией.
„На Восточно-Запорожском направлении продолжаются атаки собранной противником массы из нескольких ОШП [отдельных штурмовых полков. — Би-би-си], тяжелые бои идут вдоль рубежа реки Гайчур, встречные столкновения зафиксированы западнее Гуляйполя“, — сообщал российский телеграм-канал „Рыбарь“ в сводке за 9 февраля.
„Несмотря на то, что на отдельных участках противнику удалось относительно глубоко проникнуть в зону контроля ВС РФ, о критических проблемах речи пока не идет. Трудности в основном связаны с проблемами в работе терминалов Starlink и нелетной погодой“, — отмечает „Рыбарь“.
Противник пошел в серьезное наступление в районе Гуляйполя с применением танков и бронемашин, ему удалось вклиниться в российскую оборону, идут жесткие встречные бои, писал „Архангел спецназа“.
„Продвигаются пока они медленно, основная беда у обеих сторон — связь, а именно „Старлинк“, который глючит по всему фронту, везде приходится работать только по станциям, что усугубляет координацию. Скорее всего, следующим будет штурм Березового — там уже скопился приличный кулак, а следом наверняка надавят на Новониколаевку“, — полагает z-автор.
Официальной информации о положении в Запорожской области пока нет ни с украинской, ни с российской стороны.
Главком ВСУ Александр Сырский сообщил в среду вечером, что провел рабочую встречу с командирами подразделений ДШВ и штурмовых полков по оперативной обстановке в Запорожской и Днепропетровской областях.
„Вооруженные силы имеют некоторые успехи на Гуляйпольском направлении, которые пока нельзя озвучивать, поскольку операция продолжается. Информация, которую противник сейчас распространяет в телеграме, соответствует действительности“, — заявляет командир 1-го отдельного штурмового полка ВСУ Дмитрий Филатов.
Еще 1 февраля представители 1 ОШП сообщали, что на вверенном им участке сложилась „критическая ситуация после стремительного вражеского прорыва“, перед бойцами полка стоит задача не допустить продвижения российской армии вглубь Запорожского направления.
Константин Машовец осторожно оценивает результаты украинских контратак к северо-западу от Гуляйполя и в районе Степногорска к югу от областного центра. По его данным, они носят ограниченный характер и масштаб и предприняты с целью ликвидации малых пехотных групп противника, вклинившихся в боевые порядки ВСУ.
В целом же ситуация на этих направлениях, по оценке украинского эксперта, „оптимистической не выглядит“, так как в течение предыдущих двух месяцев наступательных боев российские войска „имели весьма существенные успехи“.
„Поэтому ВСУ придется весьма постараться, чтобы гипотетическая Орехово-Запорожская наступательная операция российских войск, наряду с аналогичной Славянско-Краматорской операцией, в течение летней кампании 2026-го года получили бы минимальные шансы на конечный успех“, — пишет Машовец.
„Старлинки — это гарнир“
Российская армия прошлой осенью заметно активизировалась в Запорожской области — в ее юго-восточной части и к югу от областного центра.
К концу года ей удалось почти полностью захватить Гуляйполе — город, который долгое время служил опорным пунктом ВСУ, а также приблизиться к Запорожью на расстояние до 25 км. Эти два направления эксперты называют наиболее угрожающими для украинской обороны юга.
Дальнейшее продвижение российских войск к Запорожью создаст опасность обстрела города из ствольной артиллерии и увеличит угрозу атак беспилотниками. А к западу от Гуляйполя — огромные открытые пространства и мало населенных пунктов, где сложно держать оборону.
В этих условиях даже небольшие по масштабам встречные атаки, в случае успеха, имеют большое значение. Как минимум это позволяет обороняющимся выиграть время и подтянуть резервы на опасное направление.
По сообщениям многочисленных источников, в том числе независимых, ВСУ удалось отбить несколько поселков — Терноватое и Придорожное к северо-западу от Гуляйполя, а также оттеснить российские части от Приморского и Лукьяновского к югу от Запорожья.
Украинская армия начала наносить контрудары в конце января, еще до отключения старлинков, но в последние дни наступление расширилось, говорит израильский военный аналитик Давид Гендельман.
„Там, как обычно, более важно соотношение сил, сколько именно резервов ВСУ могут на это бросить, чем конкретно вопрос старлинков, старлинки — это просто гарнир“, — сказал он Русской службе Би-би-си.
„Даже если больших территорий не отобьют, такие действия уже сбивают наступательную динамику: подрезать фланги и вообще проводить контрудары — это эффективнее, чем сидеть в глухой обороне или медленно отступать. Российские военкоры называют это наступление „дальневосточный экспресс“, украинцы хотели бы устроить „станция Хацапетовка, выходите, гражданин“, но даже если не получится, то затормозить, в принципе, могут“, — считает Давид Гендельман.