Дружба против Москвы. Решил ли визит Зеленского в Варшаву проблемы в отношениях Украины и Польши?

За рубежом

Встречи Владимира Зеленского и Кароля Навроцкого ждали долго и напряженно, и в то же время — опасались, причем и в Варшаве, и в Киеве.

По идее, президенты Украины и Польши должны были встретиться уже давно, и то, что этого не случилось до сих пор, само по себе стало предметом спекуляций. В какой-то момент стало очевидно, что эта встреча нужна и Киеву, и Варшаве — и интригой было только то, с чем обе стороны из нее выйдут.

Новый президент

Не секрет, что у Владимира Зеленского сложились хорошие чисто человеческие отношения с предыдущим президентом Польши Анджеем Дудой. Это имело решающее значение, особенно в первые недели и месяцы полномасштабного вторжения России в Украину. Польша тогда заняла бескомпромиссную позицию по предоставлению Украине любой помощи, открыла свои границы для миллионов беженцев, передала Киеву огромные запасы военной техники и стала логистическим хабом для поставок западной помощи в Украину.

Даже в ходе нынешнего визита Зеленский очень тепло отзывался о своих отношениях с Дудой. «Мы вместе прошли долгий путь, и я не предам нашей дружбы», — заявил он в интервью польским журналистам.

Но уже в последние месяцы пребывания Дуды на посту президента многие комментаторы задавались вопросом, сохранятся ли настолько же теплые отношения между главами двух государств после того, как президентскую присягу примет Кароль Навроцкий.

Избранный в июне этого года Навроцкий никогда не скрывал, что имеет, мягко говоря, скептическое отношение к Украине и украинцам, ставит во главу угла двусторонних отношений «выяснение исторической правды», прежде всего относительно событий на Волыни в 1940-х, и считает, что Киев в ходе президентской кампании пытался подыгрывать его оппоненту Рафалу Тшасковскому.

Дуда отвечал на эти вопросы в духе: точка зрения определяется местом сидения. Мол, заедет Навроцкий в президентский дворец — войдет в курс дел и поймет, что у него нет другого выбора, кроме как безоговорочно поддерживать Украину.

Реальность оказалась несколько иной.

Уже в сентябре Навроцкий блокировал закон, который легализовывал пребывание сотен тысяч украинцев в Польше — из этой ситуации в итоге удалось выйти, но она убедительно показала, что новый президент Польши будет подходить к украинскому вопросу с кардинально новых позиций. Навроцкий и члены его команды регулярно выступали с заявлениями о том, что они не чувствуют от украинцев достаточной благодарности за все усилия, которые Польша предпринимала и предпринимает ради помощи Украине. Киев обвиняли в том, что Варшава отсутствует за столом переговоров о завершении войны — мол, Зеленский воспринимает партнерские отношения с Польшей как данность и смотрит на Варшаву свысока. В риторике представителей польской власти регулярно появлялся тот самый исторический мотив: мол, до окончательного решения «волынского вопроса» Польша не допустит членства Украины в Евросоюзе.

Дошло до того, что сам факт первой официальной встречи Навроцкого с Зеленским превратился в предмет спекуляций.

Неписаное правило дипломатического протокола гласит, что в отношениях между двумя странами первый визит наносит новоизбранный президент к тому, который пребывает в должности дольше своего визави. То есть в нашем случае это вступивший на пост в августе этого года Кароль Навроцкий должен был бы приехать в гости к Владимиру Зеленскому — более того, такое приглашение было направлено в Варшаву.

Однако у Навроцкого посчитали, что это Зеленский должен оказать дань уважения и прибыть с визитом первым. В конце концов, практически все многочисленные зарубежные поездки Зеленского начинаются с пересечения им границы с Польшей, и уже оттуда он улетает, куда ему нужно: мог бы хоть раз не просто использовать Польшу в качестве предбанника перед визитом в другие столицы, а задержаться здесь на полноценную встречу с президентом, говорили в Варшаве.

Все это происходило на фоне постоянного нарастания в Польше антиукраинских настроений. Би-би-си уже писала о причинах этой тенденции — тут замешаны и экономические причины, и усилия российской пропаганды, и усталость поляков от войны в Украине. Но многие комментаторы и в Украине, и в Польше считали, что риторика Навроцкого, мягко говоря, не содействует перелому этой тенденции.

При этом Польша остается очень важной страной для Украины. По некоторым подсчетам, через логистический хаб в польском Жешуве в Украину попадает порядка 90% от общего объема западной военной помощи — и это не считая того, что точно таким же путем из Украины вывозят западную технику, нуждающуюся в ремонте. На территории Польши постоянно проживает чуть меньше миллиона граждан Украины. Как минимум поэтому Украина остается кровно заинтересованной в хороших, конструктивных отношениях со своим самым большим западным соседом.

Конечно, специфика политической системы Польши состоит в том, что главную роль в формировании внутренней и внешней политики страны осуществляет правительство, а его лидер, политический противник Навроцкого Дональд Туск является вполне проукраинским политиком, не ставящим под сомнение важность стратегических отношений с Киевом. Но, во-первых, Кароль Навроцкий продолжает пожинать плоды успеха на президентских выборах и остается лидером рейтингов поддержки среди всех польских политиков, поэтому на его мнение по поводу отношений с Украиной ориентируется большая часть польского общества и политики по всему спектру мнений. А во-вторых, через полтора года в Польше состоятся очередные парламентские выборы — страна практически живет в режиме избирательной кампании уже сейчас, — по итогам которых власть вполне может перейти в руки политического лагеря Навроцкого.

На этом фоне многие наблюдатели и в Киеве, и в Варшаве говорили о том, что украинско-польские отношения — и, в частности, отношения между президентами двух стран — нуждаются в перезапуске. И официальный визит президента Украины в польскую столицу представлялся идеальным поводом для решения этой задачи.

Безопасность, экономика, Волынь

Сам факт того, что первым с визитом к Навроцкому приехал именно Владимир Зеленский, можно было считать победой польского президента.

Однако Зеленский в Варшаве несколько раз подчеркнул, что он — первый лидер иностранного государства, посетивший польскую столицу с официальным визитом, и он благодарен Польше за такую честь. Плюс формат визита Зеленского предусматривал его встречи не только с Навроцким, но и со спикерами обеих палат польского парламента и с премьером Дональдом Туском, только что вернувшимся с саммита ЕС в Брюсселе.

Таким образом, Зеленский в ходе одного визита повстречался и с главами всех самых важных органов польской власти, и с представителями двух главных лагерей польской политики, чего, очевидно, не удалось бы достичь, если бы польский президент приехал в Киев первым.

Но, конечно, больше всего внимания привлекла к себе встреча Зеленского с Каролем Навроцким — комментаторы из обеих столиц затруднялись спрогнозировать, как она может пройти, и не исключали «сценария Овального кабинета».

Однако уже первые кадры из президентского дворца показали, что стороны настроены на максимальный конструктив. Наблюдатели посчитали символичным, что протокольное рукопожатие президентов произошло на фоне известной картины художника Войцеха Коссака «Костюшко с косиньерами», на которой была изображена атака польских повстанцев на позиции российской армии. А сам факт того, что разговор Зеленского и Навроцкого тет-а-тет, который изначально должен был длиться 45 минут, продолжался чуть ли не вдвое больше, члены украинской делегации, с которыми удалось пообщаться Би-би-си, посчитали хорошим знаком.

Тремя заявленными темами переговоров в президентском дворце были вопросы безопасности, экономики и исторической политики.

И, судя по тональности итоговой пресс-конференции, единство позиций Украины и Польши в противостоянии «империалистической Москве» стало лейтмотивом общения двух президентов.

«Визит президента Зеленского в Варшаву — это, несомненно, хорошая новость для Польши, хорошая новость для Киева, хорошая новость для всего нашего региона и плохая новость для Москвы и Российской Федерации», — сказал Кароль Навроцкий в самом начале пресс-конференции.

Польский президент пообещал, что Украина может и в дальнейшем рассчитывать на политическую и дипломатическую поддержку со стороны Польши, Варшава будет настаивать на ужесточении санкций против России, в том числе против ее «теневого флота».

Отдельно Навроцкий обратился к вопросу передачи Киеву нескольких самолетов Миг-29 еще советского производства, стоящих на вооружении польской армии. Возможная передача ВСУ истребителей, ресурс которых, в соответствии с натовскими стандартами, уже практически исчерпан, в последние недели стал причиной очередного витка горячей внутриполитической дискуссии. Правительство недавно приняло решение о возможности такой передачи, после чего один из высокопоставленных сотрудников президентской канцелярии заявил, что глава государства не может узнавать о таких трансферах вооружений из прессы, тем самым поставив под сомнение всю эту схему. На совместной пресс-конференции с Зеленским Навроцкий дезавуировал возможные спекуляции по этому поводу, заявив, что окончательное решение в деле передачи МиГов находится в компетенции правительства — то есть признав, что он не будет ставить палки в колеса этому процессу.

С другой стороны, польский президент обмолвился, что Варшава хотела бы взамен получить от Киева технологии производства ракет и дронов, которые освоила за время большой войны Украина. Владимир Зеленский дал понять, что Киев готов поделиться определенными технологиями, однако детали такого сотрудничества пока остаются нераскрытыми.

Вопросы экономики, судя по всему, были обсуждены на этой встрече в самых общих чертах. Украина обозначила заинтересованность в использовании польского LNG-терминала в Свиноуйстье и пообещала создать наилучшие условия для работы польских фирм, желающих поучаствовать в восстановлении Украины (фигурой умолчания здесь стало то, что для такого восстановления нужно закончить боевые действия, но тут президенты ограничились протокольными поклонами в сторону Дональда Трампа и его усилий по установлению мира).

Наконец, обсуждение исторической темы, которая в преддверии переговоров возбуждала у украинской стороны больше всего опасений, тоже прошло «без срывов». Источник Би-би-си в украинской делегации сообщил, что именно этой теме была посвящена большая часть переговоров президентов.

В результате — Владимир Зеленский уверил польского визави, что Украина будет максимально содействовать ускорению работ по эксгумации жертв Волынской трагедии, а все формальности по этому поводу будут перенесены на уровень отношений между Институтами национальной памяти двух стран. Главы этих институтов входили в состав делегаций и провели отдельные переговоры на эту тему под патронатом президентов. Индикатором прогресса на этом направлении станет судьба 26 заявок на эксгумационные работы, поданных польским ИНП, рассмотрение которых, по мнению Варшавы, тормозит украинская сторона.

Было бы преувеличением сказать, что даже открытая для прессы часть встречи между Владимиром Зеленским и Каролем Навроцким прошла в духе абсолютного миролюбия, всепобеждающего конструктива и зарождения нового международного политического тандема.

«У поляков сложилось впечатление, что наши усилия и многосторонняя помощь Украине после начала полномасштабного вторжения не были встречены с должной признательностью и пониманием. Я выразил это в жестком, честном, но очень приятном и джентльменском разговоре с президентом Зеленским», — к примеру, заявил Кароль Навроцкий в начале пресс-конференции.

Ответом Владимира Зеленского стали многочисленные слова благодарности польскому президенту, польским политикам и польскому народу, прозвучавшие во время его пребывания в Варшаве, и замечание о том, что лидерам нужно очень тщательно следить за своей риторикой, ведь общий враг — Кремль — только и ждет, чтобы воспользоваться разногласиями между партнерами.

Новое открытие?

В целом и украинская, и польская пресса оценили визит Зеленского в Варшаву как конструктивный и в целом позитивный для отношений между двумя странами.

«Я думаю, что сегодня мы в определенном смысле заново открыли двусторонние отношения с Украиной», — говорил в эфире польского Radio Zet внешнеполитический советник Кароля Навроцкого Марцин Пшидач.

Один из членов украинской делегации, пообщавшийся с Би-би-си на условиях анонимности, заочно отвечал ему: новое открытие — это, возможно, и преувеличение, но, скорее всего, градус напряжения в украинско-польских отношениях будет снижен, и это точно пойдет им на пользу.

И украинская, и польская политика в немалой степени ориентируется на персоны конкретных лидеров, поэтому даже сам факт личного знакомства президентов, установления между ними личных связей, каких-то зачатков «персональной химии» уже может быть весомым фактором улучшения двусторонних отношений.

«Зеленский известен своей способностью сокращать дистанцию между людьми. Президент Навроцкий тоже такой. Вчера мы видели, что между ними завязались личные отношения», — признавал в эфире радио TОК FM депутат польского Сейма, бывший глава кабинета Анджея Дуды Павел Шрот.

С другой стороны, отмечает ряд польских комментаторов, нынешний визит Владимира Зеленского в Варшаву, возможно, имел большее значение даже не для внешней политики Польши, а для ее внутриполитической дискуссии.

В условиях, когда часть польского общества — в особенности ориентирующаяся на правые политические силы, поддерживающая Кароля Навроцкого, — со все большим скепсисом относится к продолжению поддержки Украины, однозначная позиция по этому поводу со стороны президента Польши является очень важной.

Ведь если тема поддержки Украины перейдет из разряда очередного предмета горячей внутриполитической дискуссии в ранг объединяющей большие лагеря польской политики, — это уже будет значительным изменением на тамошней политической сцене.

Говорить о том, что такая позиция может объединить все значительные польские партии, не приходится: свидетельством этого может быть хотя бы демонстрация сторонников крайне правой (и третьей по популярности в стране) партии «Конфедерация», которая проходила возле здания Сейма прямо во время встречи Навроцкого с Зеленским. Ее участники твердили, что и прошлое правительство Матеуша Моравецкого, и нынешнее Дональда Туска являются «слугами украинского народа», а Киев должен «вернуть 100 миллиардов» злотых, в которые активисты оценили общий объем помощи, полученной Украиной от Варшавы.

В любом случае, отмечает в разговоре с Би-би-си глава варшавского Фонда Батория Эдвин Бендик, визит Владимира Зеленского в Варшаву происходит на фоне заметных изменений в настроениях польского общества.

Начало этой тенденции, говорит он, положил массовый налет российских дронов на территорию Польши в сентябре этого года. Затем общество было шокировано попытками диверсий на железнодорожных путях. Далее — горячие дискуссии возбудил «американский план» мирного урегулирования в Украине, в котором неожиданно нашлось место и для Польши (в одном из пунктов плана шла речь о том, что на ее территории должны дислоцироваться некие «европейские самолеты»). Наконец, новая стратегия национальной безопасности США поставила ребром вопрос о том, действительно ли Польша может чувствовать себя абсолютно защищенной в новых геополитических реалиях.

«В этой обстановке логично, что политики начинают воспринимать Украину с ее опытом войны против России в качестве некоего позитивного актива, а не проблемы или морального вызова», — говорит эксперт.

В любом случае, действительно ли нынешний визит помог наладить отношения между Украиной и Польшей, покажут события ближайшего времени — передача Варшавой тех же МиГов, продолжение дискуссии об украинских дроновых и ракетных технологиях, возможная активизация военного сотрудничества, наконец, судьба польских заявок на эксгумацию жертв Волыни. И, наконец, возможное изменение риторики значительной части польских политиков относительно Украины и украинцев.