Невольно вспоминаешь как в феврале 2025 года заявление вице-президента США Джей Ди Вэнса о сокращении участия США в обеспечении безопасности Европы произвело эффект взорвавшейся бомбы. В Старом Свете давно привыкли к американскому «зонтику» и минимальным расходам на оборону, поэтому четко артикулированное намерение его свернуть оказалось крайне неожиданным. В итоге ни поспешно согласованный план ReArmEurope на сотни миллиардов евро, ни готовность купить американское вооружение и энергоресурсы на сотни миллиардов долларов/евро, продемонстрированная Урсулой фон дер Ляйен в июле во время встречи с Дональдом Трампом, не сумели полностью сгладить ситуацию. Европейцы уже покупают американское вооружение для передачи Украине, тогда как администрация Трампа продолжает итерации вокруг миротворческих усилий 47-го президента США. Военное присутствие США в Европе постепенно сокращается.
К сожалению, неполный год пребывания Дональда Трампа у власти обернулся серьезным сокращением американского влияния на мировые события, Вашингтон утратил лидерские позиции, добровольно с них отступив. Посудите сами – США не только ввязались в необязательные конфликты со своими соседями, запугивая разные страны тарифами и санкциями, но и серьезно сократили собственные возможности soft power. Кризис в работе Радио Свобода, сокращение возможностей «Голоса Америки», фактическое закрытие USAID постепенно лишили Вашингтон ореола глобального центра демократии. Образовавшееся пространство вприпрыжку заполняют российские и китайские пропагандисты. Чего стоит изменившаяся позиция США в Организации Объединенных Наций, где Вашингтон пытается добиться пересмотра резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в поддержку территориальной целостности Украины.
Подобные усилия поясняют, почему план из 28 пунктов, состряпанный в Москве при деятельном соучастии Стива Уиткоффа, так легко зашел в кулуары Белого Дома. Уже не первый месяц существует ощущение, что Кремль имеет четко разработанный мануал для управления американским президентом. Августовская встреча в Анкоридже, прошедшая по сценарию Владимира Путина, позволила его отточить и дополнить. Поэтому в «28 пунктах» красной нитью проходит упоминание о будущей выгоде США. Команда Путина легко поймала своего визави на приманку возможности удовлетворить свое геополитическое тщеславие. Но есть еще один важный нюанс: недоверие Дональда Трампа и его команды к американскому deepstate позволило Кремлю осуществить то, что казалось ранее невозможным. Россия фактически подтолкнула США к признанию «28 пунктов» своим планом урегулирования, обеспечив проведение ИПСО на поле противника.
Украина оказалась в крайне невыгодном положении, но спасло ее от очередного сеанса американского давления, как представляется, не обнародование разговоров путинского помощника Юрия Ушакова с эмиссаром Кремля Кириллом Дмитриевым и Стивом Виткоффом. На руку Киеву сыграла позиция Европы, большинство лидеров которой четко осознали: возможная реализация «28 пунктов» представляет собой угрозу для их государств. При этом политические лидеры Европейского Союза уже традиционно выглядят более решительно, чем премьеры и президенты отдельных стран ЕС. Полномочия Европейской Комиссии и Европейского Парламента нынешнего созыва еще не преодолели экватор, поэтому Урсула фон дер Ляен или Кая Каллас могут делать более острые заявления.
Для европейских премьеров и президентов неожиданным вызовом стал масштабный коррупционный скандал в Украине, получивший название #Миндичгейт. Проблема не только в том, что коррупционными щупальцами охватили «Энергоатом». Украденные в энергетической сфере деньги, по всей вероятности, были частью западной помощи Украине, и об этом обязательно вспомнят те, кто сегодня находятся в оппозиции в европейских странах. Наивно полагать, что возмущение ограничится опереточными заявлениями Виктора Орбана, посетившего Москву с верноподданическим визитом. Кстати, отставка Андрея Ермака с антикоррупционным подтекстом открывает окно возможностей для коррекции позиции официального Киева.
Россия продолжает показательно плевать на нормы международного права. Путин после саммита ОДКБ в Киргизстане публично потребовал от Сил обороны Украины выйти из Донецкой области. Его выступление стало причудливой смесью шантажа Украины и стремления обозначить администрацию Трампа как перспективного партнера. Нет, это не 47-й президент США разрушил международную изоляцию России (она в ней не находилась), но благодаря политике Трампа Кремль чувствует себя на международной арене весьма вольготно.
Цивилизованный мир постепенно начинает подготовку к Рождеству и Новому году. Поэтому случившаяся в мировой политике Black Friday должна стать реперной точкой для осознания ряда реалий:
США больше не хотят и не будут брать на себя роль лидера, предпочитая снимать сливки с возможных политических решений
Потенциала НАТО недостаточно для сдерживания России, речь не о масштабе, а о готовности его применять, с этим есть заметные проблемы
Украина остается на позиции «последней надежды» Европы, и помогать ей хотя бы расходными материалами войны (боеприпасами, вооружением, деньгами) необходимо
Россия не изменится, поскольку вирус путинизма пронизал ее общество. Российская империя, талантливо прикидывающаяся федерацией, должна быть разобрана на максимальное количество составляющих. Это – наша общая задача.