Если на акцию протеста против выхода из Стамбульской конвенции к Сейму вышли 29 октября, по данным Государственной полиции, 5000 человек, то в четверг, 6 ноября — уже 10 000: вся Домская площадь и подходящие к ней улицы были заполнены людьми.
Одна из организаторов протеста — представитель центра MARTA Беата Йоните — выступая первая на митинга в своем обращении подчеркнула, что речь идёт не только о безопасности женщин и искоренении насилия, но что это также вопрос национальной безопасности. Йоните также подчеркнула, что это происходит в предвыборный год.
«Мать Латвия еще не в безопасности. Защитим ее!», — призвала Йоните.
Под звуки барабанов звучали лозунги: «Делай всё, что можешь — конвенция должна победить!» и «Копируя Россию, вы не защищаете Латвию!».
Один из самых популярных лозунгов, повторяемых толпой неоднократно — «Предательство!». Таким образом собравшиеся выражали свое отношение к действиям оппозиции и Союза «зеленых» и крестьян, которые голосовали за денонсацию конвенции. И, соответственно, за отказ от европейских, западных ценностей.
Об этом со сцены говорили и самые известные лидеры Народного фронта Латвии — Велта Чеботаренока и Дайнис Иванс.
Чеботаренока в своём выступлении сравнила этот протест с событиями 35-летней давности и временем баррикад, когда люди защищали хрупкую свободу Латвии.
«Мы это выдержали — и в конце концов победили. Шум стих», — сказала она, подчеркнув, что «сегодня мы вновь должны встать на защиту Матери-Латвии, за демократическую Латвию».
«Мы в Европе — и здесь мы останемся», — добавила она.
Иванс в своём выступлении сравнил сегодняшний протест с «Атмодой» и требованием освободиться от московских пут.
Прерванный аплодисментами, Иванс сказал: «Ещё в прошлый четверг казалось, что решение Сейма о выходе из конвенции испортит тысячи праздников государственного значения. На фоне европейских и местных событий мне казалось, что за всё время независимости Латвии я никогда не чувствовал себя так плохо, как сейчас. Уже не кажется нереальным, что от Сейма может последовать закон об иностранных агентах и подобные инициативы, ведь ни один депутат даже не извинился — напротив, они обвиняют нас».
«Потрясающее единство людей даёт основание верить, что Латвия не сделает шаг в направлении российской мечты и подтверждает, что суверенная власть принадлежит народу Латвии», — заявил Иванс.
Митинг продолжался около двух часов, собравшиеся скандировали лозунги и пели песни. Около 22.00 люди стали расходиться.
В целом протест проходил без серьёзных инцидентов, сообщила Госполиция. Тем не менее два человека задержаны: один за нарушение общественного порядка и неповиновение законным требованиям полиции, а другой за применение физического насилия против участника мероприятия.
Акция протеста, напомним, была заявлена еще тогда, когда Сейм принял в окончательном чтении законопроект о денонсации Латвии из Стамбульской конвенции. В период между заявкой митинга и днем проведения акции протеста были приняты важные политические решения. Президент Латвии Эдгар Ринкевич вернул законопроект на повторное рассмотрение в Сейм. А парламентское большинство с подачи президента Ринкевича ввело мораторий на принятие решений о судьбе Стамбульской конвенции до ноября — начала полномочий парламента следующего созыва.
Поэтому митинг проходил уже на фоне фактически вступившего в силу моратория. Акцию протеста отменять не стали.
Напомним, что акция протеста 29 октября предвосхищала итоговое рассмотрение в Сейме законопроекта о выходе из Стамбульской конвенции. А развивались события так:
В конце сентября законопроект оппозиционной партии «Латвия на первом месте», предусматривающий выход Латвии из конвенции, неожиданно был передан на рассмотрение в комиссию Сейма. Это стало возможно потому, что «за» проголосовали не только все оппозиционные партии — «Латвия на первом месте», Национальное объединение, «Объединенный список», «Стабильности!», но и коалиционный Союз «зеленых» и крестьян.
Парадокс ситуации был в том, что около двух лет назад коалиционный Союз «зеленых» и крестьян вместе с «Новым Единством» и «Прогрессивными» голосовал за ратификацию Стамбульской конвенции. Более того, ратификация этого международного документа наряду с узакониванием партнерских отношений было условием вхождения в эту правящую коалицию.
Далее ситуация развивалась стремительно. Сейм принял решение рассматривать законопроект в срочном порядке — в двух чтениях. Несмотря на бурные дискуссии в Комиссии Сейма по иностранным делам, которая обсуждала законопроект перед первым чтениям аж на трех заседаниях, решение парламентского большинства осталось прежним — надо выходить из конвенции. Сторонники денонсации утверждали, что они ни в коем случае не против борьбы с насилием в отношении женщин и семейным насилием, а считает неприемлемым понятие «гендер» (социальный пол), фигурирующий в международном документе. Противники, напротив, утверждали, что их оппоненты легализуют такое насилие. Пожалуй, одним из самых ярких лозунгов на последовавшей акции стал слоган «Бьет — значит, не любит».
За несколько недель противостояние сторонников и противников денонсации достигла небывалой остроты. По выражению президента Эдгара Ринкевича, эта борьба приобрела уже идеологические, даже религиозные черты.
30 октября незадолго до полуночи Сейм принял решение о денонсации конвенции. «За» утверждение закона проголосовали 56 депутатов от оппозиционных «Латвии на первом месте», Национального объединения, «Объединенного списка» и «Стабильности» и депутатов Союза «зелёных» и крестьян. Против были 32 депутата: 25 от премьерского «Нового Единства», 8 от «Прогрессивных». Двое парламентариев — Игорь Раев и Дидзис Шмитс — воздержались.
Дальше всего зависело от президента Латвии Эдгара Ринкевича, перед которым стоял выбор — вернуть или не вернуть закон на обратное рассмотрение в Сейм. Тогда же была заявлена и сегодняшняя акция протеста.
Однако интрига разрешилась раньше. Подумав три дня, хозяин Рижского замка принял решение не провозглашать закон, а вернуть его на обратное рассмотрение в Сейм. Но самое главное — он предложил политикам: отложить принятие решение по законопроекту о Стамбульской конвенции на год. С учетом того, что в октябре 2026 года состоятся выборы в 15-й Сейм, то решение уже должен будет принять парламент следующего созыва.
В среду, 5 октября, поддержал предложение депутата Занды Калнини-Лукашевицы («Новое Единство») установить срок подачи предложений к возвращённому на повторное рассмотрение закону о выходе Латвии из Стамбульской конвенции — до 1 ноября следующего года. Это означает, что закон может быть утвержден только после выборов в Сейм, которые состоятся в октябре 2026 года.