„Вот в этом и есть главная загадка, ответ на которую мы узнаем только завтра, потому что велика вероятность, что за этими процентами кроются не только деньги на национальную оборону, и то, что мы видим, что бюрократы зачастую ловко подводят под понятие обороны финансирование других сфер“, — заявил А. Романовскис журналистам в среду.
„То, что мы видим сейчас, какие цифры видим и какую информацию слышим, которая действительно нас очень беспокоит, что эти цифры меньше тех, о которых говорилось, то есть менее 5 проц. — говорят о 4,8 проц. ВВП на финансирование обороны“, — сказал он.
По мнению А. Романовскиса, если не вся запланированная часть 5,38 проц. ВВП фактически пойдет на национальную оборону, может возникнуть угроза того, что важные стратегические планы не будут реализованы.
„По нашим данным, (…) в 2026 году армия получит на полмиллиарда меньше денег, а поскольку планирование рассчитано до 2030 года, в последующие годы эта цифра будет еще больше и может даже достичь минус 800 млн евро“, — заверил он.
„(Национальной обороне — ELTA) поставлены четкие задачи, например, к 2030 году должна быть полностью сформирована дивизия, поэтому сейчас, если мы получим сигнал, что часть финансирования будет направлена куда-то еще — на дороги, во внутреннюю систему, — есть обоснованная угроза, что эти цели не будут достигнуты“, — добавил представитель бизнеса.
По его словам, хотя и ведутся разговоры об увеличении финансирования противовоздушной обороны, в настоящее время оно не предусмотрено в бюджете. По мнению А. Романовскиса, нельзя исключать возможность заимствования средств для обеспечения повышенного финансирования обороны.
„Когда у нас были выпады с беспилотниками враждебных стран, шла речь о дополнительном финансировании противовоздушной обороны, но пока оно не запланировано“, — сказал он.
„Один момент, (для финансирования – ELTA) возьмут за счет повышенных налогов, другой момент – заимствования. (…) Сейчас идут разговоры, как я слышал сегодня, что не будут брать дополнительные заимствования на национальную оборону, что звучит странно“, – добавил А. Романовскис.
Он подчеркнул, что одним из главных ожиданий бизнес-сообщества от нового правительства является устойчивое финансирование обороны.
„Мы знаем, что налоги для бизнеса были повышены, и главным аргументом в пользу повышения налогов было финансирование обороны, и наше ожидание номер один, как сообщества, заключается в том, что оборона и национальная безопасность будут финансироваться по принципу столько, сколько необходимо“, — пояснил представитель бизнеса.
„Наше основное ожидание, вероятно, от премьер-министра и министра финансов, что они продемонстрируют политическое лидерство, подобно тому, как предыдущее правительство продемонстрировало политическое лидерство резким увеличением финансирования обороны“, — продолжил он.
В среду премьер-министр Инга Ругинене заявила, что в государственном бюджете на следующих год на оборону будет выделено 5,38 проц. ВВП.
По словам министра финансов Криступаса Вайтекунаса, планируется, что заемные средства на оборону выделяться не будут.
Ранее правящие заявляли, что в следующем году на оборону будет выделено 5,2 проц. ВВП.
К 2030 году Литва планирует выделять на оборону 5–6 проц. ВВП.
Как уже сообщалось, в ближайшие годы необходимо собрать дополнительно 10–12 млрд евро на оборону для формирования всего потенциала национальной дивизии и других важнейших оперативных подразделений армии.
Такое решение Государственный совет обороны (ГСО) принял в январе этого года.
Правительство рассмотрит проект государственного бюджета в четверг.