28 июля рано утром пролетевший над Вильнюсом и упавший в Йонавском районе, на Гайжюнском полигоне Лтовской армии дрон Gerbera с 2 кг взрывчатки был запущен в Беларуси, сообщают хорошо информированные источники The Lithuania. По их данным, это была целенаправленная и запланированная операция, цель которой – не только проверка мощности системы воздушной обороны, но и создание психологического эффекта.
Однако Национальный центр управления кризисами утверждает, что первичная версия о дроне — не изменилась.
„Имеющиеся на данный момент данные исследования позволяют придерживаться первичной версии — упавшие в Литве дроны были запущены агрессором-Россией в сторону Украины, в Литву они попали случайно. В ходе расследования ведется сотрудничество с ведомствами внутри страны и международными партнерами, чтобы расследование было объективным, исчерпывающим и завершилось как можно скорее. Представленные публично данные анонимных источников вводят общество в заблуждение“, – указал центр.
Пока литовские политики, военные и эксперты обсуждают вопрос укрепления воздушной обороны страны после того как в Польшу залетело несколько десятков дронов Gerbera, стали выяснятся ранее неизвестные детали об инциденте в Литве.
28 июля рано утром жители столицы услышали странный звук и заметили летящий объект, который до сих пор можно было увидеть разве что в видеосюжетах, снятых в Украине: над Вильнюсом летел российский военный дрон Gerbera.
Дрон не зафиксировали радары, сообщалось, что он попал в Литву случайно.
По сведениям источников The Lithuania, это вне всякого сомнения была военная операция, имевшая две цели – психологическую и разведывательную.
Он на самом деле не был дезорентирован, как убеждали общество сначала, его курс был установлен так, чтобы он не попадал в зону действия радаров.
„Дрон был запущен в Беларуси, на военной базе под Оршей“, – утверждают источники The Lithuania.
После того как дрон Gerbera поднялся в воздух, он не летел прямо в Вильнюс. Те, кто планировал операцию, знали зону действия радаров Литовской армии, поэтому дрон не раз менял траекторию полета, затем пролетел над столицей.
„На территории Литвы он целенаправленно летел по установленному рельефу на небольшой высоте, чтобы его не могли зафиксировать радары“, – указали источники.
После инцидента представители литовской армии сообщали, что дрон зафиксировали еще на территории Беларуси, потом он то появлялся, то исчезал из поля видения радаров.
Видимо, на территории Литвы дрон должным образом не фиксировали, потому что, когда он пропал из зоны видимости его местонахождение не нашли. Напомним, что поиски упавшего дрона заняли несколько дней. Нашли его на военном полигоне в Йонавском районе.
Скорее всего, дрон упал после того, как у него закончился запас горючего. Из доступных источников известно, что в таком дроне горючего хватает на 450 км, от Орши до Гайжюнай по прямой около 400 км, но летел он не по прямой.
The Lithuania уже сообщал, что решение подключить к расследованию Литовское бюро криминальной полиции позволяет предположить, что, что в дроне была как минимум одна SIM-карта.
SIM-карты литовских и украинских операторов уже какое-то время находят в российских дронах, атакующих Украину.
„В упавшем в Гайжюнай дроне была не только SIM-карта, но и сервер управления дроном. Не просто заданные координаты полета на простом устройстве, а компьютер для управления.
SIM-карта помогала ему ориентироваться по башням операторов мобильной связи, их координаты и идентификационные номера доступны для всех. Это еще не ИИ, но сама система самостоятельно управляет дроном, ориентируется по сильным сигналам станций“, – сообщают источники The Lithuania.
The Lithuania попросил Генпрокуратуру рассказать о результатах расследования и получил ответ.
„Как сообщалось прежде, ведется расследование (…). Оно продолжается, собирают и анализируют важные данные. Подробности не разглашаются“, – сказала пресс-секретарь Генпрокуратуры Эляна Мартинонене.