Советская молодость без видимых достижений
История знает многих тренеров, которые стали более успешны после завершения игровой карьеры. Можно констатировать, что таких примеров на самом деле большинство. Сэр Алекс Фергюсон, Жозе Моуриньо, Юрген Клопп, Арсен Венгер, Роберто Манчини, Валерий Лобановский и прочие. Пример успешного игрока но провального тренера — Андреа Пирло. Пример практически идеальной комбинации одного и другого — Зинеддин Зидан. Интересно, а как складывалась карьера молодого игрока еще советского футбола Владимира Чебурина?
Владимир, фактически, оставался игроком второго плана. 37 матчей за Шахтер из родной Караганды (1982 — 1985) без голов. Продолжение в клубах низших лиг СССР. Мелиоратор, Джезказганец. О многих этих командах болельщикам за пределами Казахстана ничего не было известно. Травма в 24 года поставила крест на игровой карьере. Такой скромный игровой багаж предопределил тренерский стиль — ставка на сиюминутный результат, а не стратегическое развитие коллектива. Скорее всего отсутствие личного опыта в высшей или первой лиге лишило его „чемпионского“ мышления. Чебурин научился дисциплине, базовой технике, но креативность и тяга к прогрессу видимо стали ему чужды. Он напоминает тренера из среднестатистической спортивной академии. Такой типаж в простонародии и среди игроков зачастую именуют словом „физрук“.
История повторяется
Его возвращение в родной Шахтер на пост главного тренера обнажило управленческие слабости. 2009 год. Бронза чемпионата Казахстана и финал Кубка — первый успех. 2010 год. 6-е место и отставка из-за тактической ригидности. Возвращение домой — 2015 год. Провальный старт (5 очков за 10 туров) — добровольная отставка. Фанаты Шахтера требовали его ухода, обвиняя в неумении решать кризисные ситуации. Чебурин взял бронзу, но не добился фанатского доверия. На тот период времени он нашел смелость уйти и открыл для себя Европу.
Литва — яркая полоса, но где интеграция?
С 2014 года Чебурин стал архитектором литовского футбольного ренессанса. Семь чемпионств в сумме за период работы в Судуве и Жальгирисе. Матчи в еврокубках. Победы над АПОЭЛ, Сьоном, выход в группу Лиги конференций в 2022 году, групповая стадия еврокубков в 2023 году. Три раза он становился тренером года в Литве (2017, 2018, 2019). Это все, конечно, очень здорово. Однако основной проблемой стал языковой барьер. За 10 лет в Литве ни одного интервью на литовском. Давал интервью Чебурин только на русском языке, а вопросы для него либо сразу задавали на русском, либо он пользовался помощью переводчика. Такова причина отчуждения. В глазах литовцев он „кочевой специалист“ родом из степного Казахстана. В 2019 году Владимир отказался продлить контракт с Судувой после трех золотых сезонов. Трудно не заметить, что он воспринимает Литву как советский человек. Не стоит забывать и про возраст, юбилей — 60 лет. Жальгирис для него не более чем трамплин. Десять лет пролетели как одно мгновение и связаны они не только с зоной комфорта и возможностью стабильно зарабатывать, но и возможностью попадать в еврокубки. Он мог выучить литовский и даже получить гражданство за такой долгий период пребывания в стране, но явно не был в этом заинтересован.
Состав и трансферы — где порядок?
За последние сезоны критика трансферной стратегии клуба под руководством Чебурина усилилась. Было бы логично, если бы команда привлекала молодые таланты из других клубов и даже лиг. Возникает вопрос, неужели во всей Литве нету амбициозных и перспективных игроков? Почему доля литовцев в главной футбольной команде страны не превышает 30 процентов? Неужели не проще искать игроков в странах Балтии, Польше и Скандинавии и чем занимаются скауты Жальгириса? Как много вопросов и как мало ответов. Прошло уже много лет с момента образования литовского национального чемпионата, но мы так и не увидели игроков уровня Левандовского или Холланда, которых можно было подписать в самом начале их пути. Рассмотреть талант, пригласить в Вильнюс, дать возможность развития профессиональной карьеры. А может быть вырастить своих в конце концов. Вместо этого хаотичные приобретения легионеров по принципу — „что предлагает рынок“. Приходят новички, которых интересует не команда но зарплата. И если уходят игроки, которые были важны для команды совсем недавно, на их месте образуются дыры, которые некому закрыть. Яркие примеры: Эдвинас Гертмонас, Жоэль Бопесу, Матиас Оевуси. Трансферы часто выглядят хаотичными, без четкого соответствия тактическим задачам.
Это контрастирует с норвежским Бодё-Глимт, чья система скаутинга основана на данных и фокусе на молодых талантах Скандинавии, особенно на собственных воспитанниках. Ведь когда у тебя мало денег, ты развиваешь свою молодежь для усиления состава и последующей перепродажи. Хочется сделать дополнительный акцент на этом удивительном норвежском клубе. Глимт тратит на трансферы в 3-5 раз меньше чем конкуренты, но продает игроков с наценкой 300-500 процентов. За четыре сезона клуб интегрировал восемь игроков из академии в основной состав. В сезоне 2021/22 команда обыграла Рому (6:1) и Сельту, достигнув рейтинга УЕФА 50-го места против 130-го у Жальгириса. Глимт играет по атакующей схеме (4-3-3) доминируя на поле, особенно во время домашних матчей. Жальгирис часто меняет схемы, пытаясь подобрать оптимальную на каждую игру. Глимт — сенсация, родом из холодной и северной норвежской провинции. У них был план и желание изменить правила игры, чтобы с ними в первую очередь стала считаться вся Норвегия. Именно так и произошло. Более 70 процентов игроков — собственная молодежь. Маленький город, где для местных жителей футбол это всегда праздник. Мы могли видеть такое и в Литве, поскольку так уже было в конце восьмидесятых годов прошлого столетия. Так было, но мы об этом забыли. Именно тогда не имея возможности болеть за национальную сборную, болельщики всем сердцем поддерживали футбольный и баскетбольный Жальгирис. Но вернемся к Чебурину. Спустя годы работы он не смог создать цикл перепродажи игроков, что ограничило финансовую стабильность клуба и как результат усугубило конфликт с фанатами.
Народная мудрость — не смешивать работу и личную жизнь
Директор Жальгириса — Вилма Венсловайтене публично поддерживала Чебурина даже в моменты протестов. А о себе она говорила, что с ее слов уже слишком „стара“ чтобы искать нового тренера. Правды ради, такое поведение выглядит достаточно подозрительно. Ранее фанаты и журналисты замечали нечто большее. Слухи о романтических отношениях стали распространяться среди людей. Информация которая не была опровергнута либо обнародована — директор и тренер живут вместе. В кулуарах шепчут, что именно Вилма блокирует его увольнение. Отношения и любовь всегда хорошо и как говорится чувствам не прикажешь. Но даже теоретически, разве уместно смешивать работу и личную жизнь? Такое явление зачастую сулит проблемы, от злых языков до справедливого замечания фанатов — „подобные слухи порочат репутацию клуба“.
Воевать с болельщиками бессмысленно
На акцию с чемоданами Чебурин ответил с холодной надменностью.
„Я уже говорил: имея столько титулов в Литве, иметь такую… Спасибо болельщикам, без проблем, большое спасибо за оценку моей работы. Но откуда этот ветер дует — может, со временем мы узнаем“.
Конечно верить в заговор можно и это выглядит достаточно нелепо. Некие сторонние силы, которые настроены решительно против директора и тренера. Ветер дующий из Каунаса. Но разве это не отменяет того факта, что именно активные фанаты, преданные болельщики выступают против? Аргументированно и логично. Какие есть козыри в рукаве тренера. Контракт до конца 2025 года, поддержка администрации, несколько чемпионских титулов в активе. Тем не менее на сегодняшний день статистика беспощадна. Седьмое место при 10 участниках — худший результат за последние пять лет. И кто не прав в данной ситуации? История знает два сценария для тренеров вроде Чебурина. „Хёнесс в Баварии“ — уйти на пике сохранив легенду. „Мурси в Фиорентине“ — дождаться изгнания под свист трибун. Война с фанатами всегда означает тупик. Такое противостояние никогда не кончается победой тренера, гласит аксиома футбола. А если уйти сейчас, значит сохранить лицо и наследие. Остаться назло до конца — лишиться последних теплых чувств и уважения. Несмотря на возраст в 60 лет жизнь только начинается, тренерская деятельность без проблем может быть продолжена в другом месте и даже в Литве. Пора сделать очень важный выбор. Возможно, самый важный в жизни.