„Вероятно, следовало ожидать, что могут начать прилетать такие беспилотники. Насколько я понимаю, сама модель этого беспилотника – имитационная, чтобы те, кто защищается, особенно украинцы, использовали свои оборонительные и противовоздушные ресурсы, чтобы сбивать такие дроны-ловушки“, — заявил еврокомиссар в понедельник телеканалу LRT.
„В любом случае, это свидетельствует о том, что возможность залета подобных беспилотников на территорию Литвы существует. Вопрос о том, готова ли Литва защищаться от таких беспилотников, есть ли у нее достаточные возможности, остается без ответа“, — подчеркнул А. Кубилюс.
По его словам, возможности России в области производства и использования беспилотников чрезвычайно высоки, а готовность Литвы к атаке с применением беспилотников такого масштаба вызывает вопросы.
„В этом году для обороны своей линии фронта протяженностью 1,2 тыс. км украинцы планируют произвести 4 млн беспилотников. Это означает, что у России будут аналогичные возможности. В таком случае, нужно представить, как могла бы выглядеть российская агрессия против стран Балтии или против Литвы, когда Россия способна использовать около 4-5 млн беспилотников в год. Готовы ли мы к этому? У меня нет четкого ответа, но я бы поднял этот вопрос, потому что на самом деле признаков такой готовности не так уж много“, — сказал он.
Для обеспечения безопасности, как отмечает еврокомиссар, Литва должна быть способна не только обороняться, но и самостоятельно обеспечивать эффективное производство дронов.
„Сегодня необходимо не только закупать дроны или производить их и хранить на складе, но и научиться готовить команды людей, которые могли бы очень быстро производить дроны, необходимые в тот момент, в таком количестве, которое необходимо для этой стены дронов“, — заявил политик.
„Я считаю, что Литве и странам Балтии следует разработать общую концепцию не только строительства физической стены, но и создания стены дронов, в том числе, готовясь к их массовому производству“, — подчеркнул А. Кубилюс.
Критикует премьера: такая ситуация не укрепляет Литву и ее безопасность
Еврокомиссар подчеркивает, что для обеспечения безопасности государства необходимы не только физические оборонительные стены, но и прозрачность в политическом поле. В то же время, по словам А. Кубилюса, ситуация, в которой оказался премьер-министр Гинтаутас Палуцкас из-за своего бизнеса, вызывает обеспокоенность.
„Я попытался поразмыслить и сверился с источниками, есть ли сейчас хотя бы один премьер-министр среди стран Европейского союза (ЕС), в отношении которого одновременно проводится не одно, а два расследования, в том числе Европейской прокуратурой. На самом деле, это не только литовское дело и, в конечном счете, не только личное дело премьера Палуцкаса“, — заявил представитель Еврокомиссии.
„Совершенно очевидно, что такая ситуация не укрепляет Литву и ее безопасность. Поэтому я постоянно повторяю, что нам нужна не только физический барьер от потенциальной российской агрессии, нам нужна не только стена из дронов от потенциальных атак российских беспилотников, но и политическая стена от любых гибридных угроз или манипуляций литовскими делами, и Кремль на это очень способен“, — сказал А. Кубилюс.
По его словам, вполне естественно, что общественность негативно реагирует на это.
„Единственное лекарство от этого – полная прозрачность. Когда премьер не может ответить на вопрос, кто выдавал кредиты его бизнесу, на какие деньги это было сделано, конечно, это вызывает обеспокоенность. Естественно, что люди, которым небезразлична судьба Литвы, относятся к такой ситуации крайне негативно“, — заявил еврокомиссар.
В прошлый четверг Служба охраны государственной границы (СОГГ) сообщила, что в Литву из Беларуси влетел беспилотник, похожий на самодельный самолет. Он был замечен на территории Литвы в 11.30 час. По данным пограничников, дрон летел на высоте 100 метров со скоростью 50-60 км/ч.
Чуть позже, в четверг вечером, министр обороны Довиле Шакалене подтвердила, что залетевший на территорию Литвы объект – дрон „Гербера“.
По данным службы, объект не представлял опасности. Указывается, что, по предварительным данным, объект изготовлен из фанеры и пенопласта.
В свою очередь, Литовская армия утверждает, что после получения информации о нарушении воздушного пространства истребителям, выполнявшим миссию НАТО по патрулированию воздушного пространства в Литве, также был дан приказ реагировать. Однако после падения объекта задание было отменено.