Украинская музыка: культурный ренессанс во время войны

Согласно данным украинской музыкальной платформы NUM, в Украине насчитывается около 7750 активных артистов, которые за 2024 год выпустили почти 54 000 песен, из которых 31 000 треков — с вокалом. Из них 78% исполнены на украинском языке, 9% — на русском, и 10% — на английском. Примечательно, что доля украинских исполнителей в топ-10 локальных стриминговых чартов стабильно держится на уровне 5–6 артистов — это рекорд за последние годы.
Музыкальный эксперт Алекс Бондаренко подчеркивает, что с 2022 года наметилась четкая тенденция — отказ от русскоязычной музыки. Сейчас выпуск песен на русском не просто не в моде — это вызывает общественное возмущение, протесты, отмену концертов. Артисты, которые пытались вернуться к русскоязычному материалу, сталкивались с хейтом. В итоге они либо отказывались от этой идеи, либо уходили в маргинальные ниши.
Статистика музыки
В украинском сегменте Spotify доля русскоязычного контента упала с 41% в 2021 году до 21% в 2024, в то время как украиноязычный контент вырос с 7% до 22%. На YouTube ситуация ещё ярче: с 76% до 20% — падение русского языка, и с 9% до 56% — рост украинского.
По словам музыкального критика Игоря Панасова, путь к успеху для украинских исполнителей существенно сократился: артист может вырасти от неизвестности до миллионов прослушиваний всего за год. Яркие примеры — Klavdia Petrivna и Nikow. На фоне войны, когда концертная деятельность ограничена, увеличилась доля дохода от стримингов. По данным NUM, в 2024 году было выпущено около 4000 альбомов, что ощутимо больше, чем в предыдущем году.
Бондаренко отмечает, что 2024-й стал переломным: взрыв интереса к новой украинской музыке стабилизировался, сформировалась новая поп-индустрия, а артисты, не сумевшие найти своё место, постепенно ушли со сцены.
Концертный „Олимп“ и спад „байрактарщины“
На главной концертной арене страны — в Киевском дворце спорта (больше 10 тысячи зрительских мест) за год выступили ключевые имена: Океан Ельзи (5 концертов), Артем Пивоваров (3 концерта), Клавдія Петрівна (2), а также Дорофеева, Без Обмежень, KOLA, Кozak System. Волна патриотической „байрактарщины“ постепенно сошла на нет: военная музыка осталась, но теперь это либо качественный продуманный контент, либо традиционная „шароварщина“, говорит Бондаренко.
По словам Панасова, в 2024 году закрепилось молодое поколение эстрадных исполнителей, работающих в жанре свадебно-праздничной музыки — нишу заняли VOLKANOV, Андрей Кравченко, PROKOPOV, на фоне ухода таких звезд, как Олег Винник и VERKA SERDUCHKA.
Бондаренко считает, что 2024 год также стал периодом расцвета музыкально-театрального жанра: проекты МУР и Schmalgauzen собрали аншлаги и признание. На инди-сцене заметны The Unsleeping, Tember Blanche, Хетспіч, Діти інженерів.
Он считает, что не обошлось без проблемы — отсутствие массового рэпа.
„Если сравнивать с популярной в Украине российской музыкой, в глаза бросается одна тенденция: у нас до сих пор нет суперпопулярного рэпа. У нас куча рэп-артистов, но в большинстве своем они остаются относительно нишевыми. Здесь спорный вопрос – относить ли это к музыке для подростков. Но вообще мятежной музыки в Украине мало. Хотя тут же возникает производный вопрос — против чего бунтовать в воюющей стране?“, – говорит Бондаренко.
Панасов объясняет это: в стране, где идёт война, нет запроса на протестную музыку, потому что сейчас враг очевиден — и он не внутри. Музыка консолидирует, а не разрушает.
Индустрия в режиме перезагрузки
С 2022 года музыкальная индустрия Украины прошла переформатирование. Старые лейблы исчезли, новые игроки — компании, возникшие за последние 10 лет, — взяли инициативу в свои руки. Но проблема роялти, отсутствия представительств стриминговых платформ в стране, слабого диалога с государством остается нерешенной.
Бондаренко считает, что негативный момент в том, что артисты сталкиваются с препятствиями при выезде за границу, что ограничивает их международное продвижение и освобождает место для российских исполнителей на зарубежной сцене.
Панасов подчеркивает: украинская музыка сегодня — часть сопротивления, модный тренд, как говорить на украинском и покупать отечественное. Но, чтобы это стало устойчивой практикой, необходимы годы осознанного потребления.
„Только новое поколение, которое вырастет в этих условиях, будет воспринимать украинскую музыку как норму, а не как исключение“, – говорит Панасов.
Бондаренко резюмирует: волна патриотического подъема 2022 года стимулировала интерес к украинскому контенту и отторжение российского.
Панасов добавляет, что частично российскую музыку в Украине продолжат слушать причинам ностальгии. Еще одни слушатели потребляют все, что им нажимают алгоритмы стриминговых сервисом. Третьи потому, что это их принципиальная позиция – потреблять песни российских исполнителей в любых условиях. Четвертая потому, что это потребляет их окружение (родители, друзья, одноклассники).
„Чтобы люди прекратили это делать, нужен системный просветительский труд – нужно объяснять, что сегодня российская музыка в той или иной форме работает на пропаганду, а пропаганда создает прямую угрозу жизни каждого украинца“, – говорит Панасов.
При этом опрошенные эксперты говорят о том, что украинская музыка сегодня – это не просто ноты и мелодии. Для многих людей потреблять украинское и слушать музыку на своем языке стало ничем иным, как культурный фронтом, способом протеста против российской оккупации.
Наш телеграм-канал The Lithuania Литва — ваш оперативный и информативный гид по стране.
Источник
Темы
Строго запрещено копировать и распространять информацию, представленную на The Lithuania.lt, в электронных и традиционных СМИ в любом виде без официального разрешения, а если разрешение получено, необходимо указать источник – The Lithuania. Украинакультуравойна в Украинемузыка
Оставить комментарий
Читать комментарии
Читайте также новые расследования редакции:
Максим Викторович Шкиль, украинский предприниматель, замешанный в коррупционных связях