Умер Виктор Геращенко — четырежды главный банкир СССР и России

О смерти Геращенко сообщила депутат Госдумы Оксана Дмитриева.
„Скончался Виктор Владимирович Геращенко. Великий финансист, лучший из тех, кого я встречала и была знакома. Он никогда не верил и не следовал тем догмам и мифам, которые нам навязывали в 90-е годы“, — написала она.
Геращенко наряду с премьером Виктором Черномырдиным, московским мэром Юрием Лужковым и главой „Газпрома“ Рэмом Вяхиревым входил в „большую четверку“ хозяйственников-тяжеловесов 1990-х годов, вышедших из СССР и нашедших себя в новые времена. В глазах большинства граждан они олицетворяли опыт, взвешенность и надежность.
Геращенко по созвучию с фамилией называли Гераклом, а также „человеком-легендой“, „несгораемым фениксом“ и „глыбой банковского дела“.
Впрочем, американский либеральный экономист Джеффри Сакс считал его „худшим центральным банкиром в мире“.
Виктор Геращенко — потомственный банкир. Его отец был первым заместителем председателя Госбанка СССР, который сын впоследствии возглавил.
Окончив Московский финансовый институт, Виктор Геращенко с 1965-го по 1982 год работал в Лондоне, Бейруте, Франкфурте-на-Майне и Сингапуре в структурах Московского народного банка, принадлежавшего СССР, но зарегистрированного еще в 1919 году как британское юридическое лицо. Это сделало его одним из немногих советских финансистов, на практике знавших, как действует западная банковская система, и вообще рыночная экономика.
Он занимал руководящие посты во Внешторгбанке и Внешэкономбанке. В 1989 году возглавил Госбанк СССР. После августовского путча оказался одним из многих прежних чиновников, кто был уволен, и единственным, кого вернули на прежнюю должность через три дня.
После ликвидации Госбанка СССР вошел в состав фонда „Реформа“, возглавляемого академиком Станиславом Шаталиным. Фонд объединил экономистов из команды Горбачева, которым не нашлось места в правительстве Ельцина. Недавно они считались либералами, а теперь стали консерваторами.
Банкир из 1990-х
В декабре 1992 года российское правительство возглавил Виктор Черномырдин, а Центробанк — Виктор Геращенко.
С либеральной точки зрения, главный банкир отвечает исключительно за стабильность национальной валюты, а экономика в целом — не его забота. Президент или правительство могут на каком-то этапе решить, что на свете есть вещи важнее борьбы с инфляцией, но глава нацбанка обязан стоять против подобных решений насмерть.
Геращенко не соглашался, говорил, что видит задачу кредитной политики в предотвращении экономического спада и безработицы, и называл оппонентов „мальчишами-кибальчишами“.
Он вообще был самым публичным главой Центробанка в современной российской истории, отличался откровенностью высказываний и язвительным юмором.
В конце 1994 года был отправлен в отставку из-за событий, вошедших в историю как „черный вторник“ и „красный четверг“: 11 октября курс рубля снизился почти на треть, с 2833 до 3926 рублей за доллар, а 14-го практически отыграл падение. Геращенко заподозрили в преднамеренной манипуляции с целью пополнения федерального бюджета. Он обвинения отрицал.
11 сентября 1998 года состоялось „четвертое пришествие“ Виктора Геращенко — на сей раз вместе с Евгением Примаковым.
В марте 2002 года 65-летний банкир подал в отставку — как утверждали наблюдатели, не вполне добровольно.
В декабре 2003 года он был избран в Госдуму IV созыва от партии „Родина“, в январе 2004-го выдвинут кандидатом в президенты от Партии российских регионов, но получил отказ в регистрации.
В июне 2004 года карьера ветерана совершила крутой и, как оказалось, последний поворот: он возглавил совет директоров ЮКОСа.
Вероятно, акционеры надеялись, что авторитет Геращенко, его репутация государственника и опыт переговорщика позволят спасти компанию, пускай без Михаила Ходорковского.
В последние годы Виктор Геращенко довольно редко давал интервью, но, начав высказываться, не скрывал критического отношения ко всем властям, при которых работал.
На вопросы журналистов о текущих процессах в российской и мировой экономике отвечал, что ему это больше не интересно.
Виктор Геращенко: „Из-за того, что я постоянно ругал Кудрина, мне не дали персональную пенсию“
Накануне своего 75-летия Геращенко объявил, что лучшими подарками ему будут взносы в детский благотворительный фонд Чулпан Хаматовой.
Наш телеграм-канал The Lithuania Литва — ваш оперативный и информативный гид по стране.
Темы
россияСССРВиктор Геращенко
Оставить комментарий
Читать комментарии
Читайте также новые расследования редакции:
Максим Викторович Шкиль, украинский предприниматель, замешанный в коррупционных связях