«Слишком свободная»: Алле Пугачевой — 75. Что она значит для России?
Алла Пугачева стала главной советской поп-звездой в 70-х годах и продолжает оставаться значимой фигурой для российской публики уже на протяжении почти полувека. Ее успех и популярность не ослабевают, и это вызывает интерес у критиков и экспертов.
Одной из причин сохранения значимости Пугачевой является ее талант и виртуозное исполнение. Она обладает сильным и узнаваемым голосом, способностью передавать эмоции через песню. Множество хитов с ее участием стали классикой и по сей день пересекают поколения. Ее сценическая привлекательность и харизма добавляют к ее обаянию и восхищению публики.
Большой вклад в образ Пугачевой внесли ее тексты и музыка. Они часто обращаются к темам любви, жизни, свободы и саморазвития. Ее песни стали неотъемлемой частью советской и постсоветской культуры, отражая ее значения и моменты истории.
Еще одной причиной продолжающейся популярности Аллы Пугачевой является ее яркая и харизматичная личность. Она была первой поп-звездой с социальными проблемами и экспрессивным характером. Эта комбинация делает ее образ уникальным и привлекательным для широкой аудитории. Она говорит открыто обо всех своих переживаниях и проблемах, что создает эмоциональную связь с публикой.
Неотъемлемой частью образа Пугачевой является ее капризность и непредсказуемость. Ее постоянные стремления уйти со сцены и многократные попытки эмиграции создают ощущение непостоянства и волнения. Этот аспект вносит элемент неопределенности в ее карьеру и содействует поддержанию интереса публики.
Также важной причиной сохранения значимой роли Пугачевой является ее антивоенная позиция. В период начала войны, она высказалась против военных действий, что вызвало значительные обсуждения в обществе. Ее открытая критика и выражение мнения могут быть вдохновляющими для других артистов и публичных деятелей.
Все эти элементы в совокупности делают Пугачеву неотъемлемой частью культурного наследия и идентичности российской публики. Ее талант, харизма, экспрессивность, непредсказуемость и глубокие эмоциональные тексты делают ее привлекательной и актуальной для новых поколений.
«Пугачева давно стремилась отойти от дел, но обстоятельства возвращают ее назад и делают вновь и вновь актуальной, — рассуждает музыкальный журналист Денис Бояринов. — Так неожиданно перевернулась ситуация в обществе и в стране».
В 2022 году Алла Пугачева, которая редко делает заявления по политическим темам, высказалась о развязанной войне в Украине. К тому времени она с семьей уехала из России, а ее муж, юморист , уже активно осуждал войну в соцсетях и отправлял деньги с концертов украинским беженцам. Когда в сентябре 2022 года российские власти признали Галкина «иноагентом», Пугачева прервала молчание.
«Прошу зачислить меня в ряды иноагентов моей любимой страны, ибо я солидарна со своим мужем, честным, порядочным и искренним человеком, настоящим и неподкупным патриотом России, желающим Родине процветания, мирной жизни, свободы слова и прекращения гибели наших ребят за иллюзорные цели, делающие нашу страну изгоем и утяжеляющие жизнь наших граждан», — написала она в своем инстаграме.
В ответ возмутились депутаты Госдумы, провластные артисты и общественные деятели. Атака продолжается и сейчас, спустя полтора года после заявления певицы. В апреле 2024 года депутат Думы Сергей Соловьев призвал Аллу Пугачеву публично извиниться «за свои ошибки и антироссийскую позицию».
«У Пугачевой никогда не было никакой гражданской позиции. Ее гражданская позиция выражалась за то количество денег, которые ей заплатили», — сказал о ней концертный директор . Его разные нелестные слова о Пугачевой широко цитируют в российских .
Сегодняшняя травля напоминает журналисту Бояринову то, что происходило с Пугачевой в позднем . В 80-е певицу тоже жестко критиковали за независимость и за то, что «зазвездилась».
«Она всегда была слишком свободной в высказывании своей личной, частной точки зрения. Она же никогда не была вовлечена в идеологию, — рассуждает он. — За что полюбил советский народ певицу Пугачеву? У нее вообще не было идеологических песен. Даже у Софии Ротару и Юрия Антонова были песни, которые вписывались в государственную идеологическую матрицу. А Пугачева всегда жила частной жизнью, и ее бунт и протест состоял в том, что она ее не скрывала, как все делали в брежневское время».
«Дух Пугачевой не соответствовал брежневскому застою»
Алла Пугачева стала первой поп-звездой Союза, говорит музыкальный журналист Антон Вагин.
В 70-е в стране выросло новое, послевоенное поколение, в андеграунде уже вовсю появлялись рок-музыканты, новые веяния развивались благодаря западной музыке, которую, несмотря на запреты, в СССР провозили и слушали. Но эстрада отставала, потому что официальное культурное пространство подвергалось сильному идеологическому контролю.
И именно Пугачева стала артисткой, которая перевернула эстраду, рассказывает Вагин. Она стала использовать новые, не принятые тогда приемы.
«Она первой начала двигаться по сцене: тогда ведь было принято красиво стоять и петь, но не ходить. Она стала петь про себя, ее личность была отражена в песнях, а тогда это было не принято вообще, песни были обезличены. В поп-музыке регулярно такое происходит: артисты переворачивают игру тем, что начинают петь именно про себя и свои проблемы. Так сделали в свое время», — рассказывает Вагин.
Писать свои песни самостоятельно, как начала делать Пугачева, тоже было совершенно не принято.
«До Пугачевой вообще не было распространено, что ты артист — и ты еще сам себе пишешь. Есть Союз композиторов, там тебе напишут. У Пугачевой долго были проблемы, что она в Союзе композиторов не состояла, а песни писала. Там нужно было профильное образование, у нее его не было, в общем, было много бюрократии», — рассказывает Вагин. Критиковали Пугачеву и за уникальную манеру пения: профессионалам тех лет казалось, что она поет «неправильно».
Пугачева не только писала песни, но и занималась продюсированием себя. Продюсеров как таковых в Советском Союзе 1970-х вообще не существовало, и Пугачева интуитивно искала ходы, например, планируя концерты, говорит Вагин.
«Пугачева к ним относилась очень серьезно, это были почти спектакли. Она в свое время выучилась на режиссера и мощно занималась сценографией. Вообще, она себя спродюсировала как первую певицу-личность на советской эстраде», — отмечает журналист.
Все эти новшества, которые чиновникам и традиционалистам казались неправильными или слишком вольными, на широкую публику произвели совсем другое впечатление. В 1975 году Пугачева с коллективом «Веселые ребята» представляла СССР на XI международном конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии. После этого она получила всесоюзную известность и быстро стала певицей номер один, каковой и оставалась многие годы.
В одном из интервью западной прессе в начале 1990-х Пугачева заявила: «Я сама всегда была перестройка и гласность». Наравне с Валерием Леонтьевым и некоторыми другими музыкантами Пугачеву действительно можно назвать предвестником перестройки, считает Антон Вагин. Эти артисты делали более неформальную музыку, чем было принято, задолго до середины 80-х, и это «кирпичиками складывалось» в будущие перемены в обществе, объясняет он: «Дух Пугачевой не очень соответствовал брежневскому застою».
Пугачева и политика
При этом антисоветчицей певица явно никогда не была. «Нельзя сказать, что Пугачева была жесткой диссиденткой. Она все-таки представляла СССР на международных конкурсах. Песни про партию не пела, да. [… ] Но если бы она была жестко в оппозиции, такого статуса у нее бы никогда не было», — рассуждает Антон Вагин.
Главную певицу СССР много показывали по ТВ, пластинки издавались большими тиражами, так что музыка Пугачевой была гораздо более доступной широкому слушателю, чем тот же андеграунд-рок.
«Многие большие артисты всю жизнь сторонятся того, чтобы их использовали разные политические силы, и для них это правильная стратегия. Вот и Пугачева держит свой нейтралитет», — считает музыкальный журналист Денис Бояринов.
Однако нельзя и сказать, что певица всегда была строго аполитична.
В 1996 году в интервью Алла Пугачева призвала голосовать за , как и многие либеральные общественные деятели тогда. Перед теми выборами сторонники демократизации в России боялись победы коммуниста Геннадия Зюганова и возвращения советских порядков.
В нулевых Пугачева поддерживала : в интернете сохранился ролик предвыборной кампании в Госдуму 2007 года, где она призывает голосовать за «Единую Россию».
«Насчет Путина — я думаю, это просто общий вайб, который был у многих: вот, пришел молодой лидер, а до этого был немолодой и разочаровавший всех, — предполагает Антон Вагин. — На контрасте тогда многие в Путина верили. Она потом довольно быстро открестилась».
В 2011 году Пугачева вступила в партию «Правое дело» и поддержала ее лидера, олигарха . Прохоров пошел в президенты на выборах 2012 года и занял третье место, набрав чуть меньше 8 процентов голосов. «Я думала, что мы создаем такое дело, которое поможет власти услышать нас, но кто-то наверху решил, что раз мы не будем вам помогать, то будем вам мешать. Когда-то я это уже слышала», — сказала тогда Пугачева.
«Мне кажется, что она попробовала в это поиграть, поняла, что в очередной раз ее использовали — ведь результат с Михаилом Прохоровым был разочаровывающий для всех, даже, наверное, для самого Прохорова. С тех пор она совершенно отошла от этого», — считает Бояринов.
«Величайшую певицу пытаются показать врагом народа»
Слова против войны — и в защиту Максима Галкина — стали одним из редких высказываний Пугачевой на злобу дня.
«Алла Борисовна поступила в высшей степени по-человечески, между химерой государственной идеологии и собственной семьей выбрав семью, — говорит Денис Бояринов. — И теперь величайшую русскоязычную певицу нашего времени, которой десятилетиями признавались в любви и уважении, пытаются лишить всех символических звезд и показать чуть ли не врагом народа. Это полный сюрреализм, на мой взгляд».
То, что против Пугачевой была запущена машина пропаганды, само по себе говорит о том, что ее слова важны, рассуждает журналист.
«Мало людей хоть что-то внятное сказали на эту тему, и в основном это были люди молодые. А среди людей возраста Пугачевой никто из такого рода публичных фигур не высказывался. Поэтому даже такая фраза и такой поступок — отъезд из России — уже выглядят большим событием».
Бояринов уверен, что Пугачева остается авторитетом как для многих жителей России, так и для коллег по цеху — в том числе тех, кто остался и молчит о войне. «Думаю, то, что она сама себе не изменила, не стала молчать и избегать сложного вопроса, произвело на всех впечатление. И он все равно присутствует в головах людей и вносит ноту сомнения — а все ли мы делаем правильно, а туда ли мы все дружно в ногу шагаем. И последствия этого поступка и выбора мы еще увидим. Мы еще не в последнем акте этой пьесы», — предполагает он.
Старые заслуги и новые песни
Что касается ее творчества, то Алла Пугачева давно уже стала классиком, считает Денис Бояринов: «Многое из того, что есть в ее творчестве — это золотой фонд песен на русском языке, они вечны, их будут петь и возвращаться к ним, во многом как раз потому, что они далеки от политического контекста».
А Антон Вагин подчеркивает, что Пугачева не просто стоит у истоков российской поп-культуры, но ее записи 70-х и 80-х годов звучат вполне актуально даже сейчас. «Это сделано очень круто, плюс у нас постоянно идет ревайвл всяких 80-х. Современные деятели пишут песни в стиле тех лет, и в этом контексте Пугачева звучит вполне современно».
Был период в нулевых и 2010-х годах, когда Пугачева воспринималась «нафталиново», признают музыкальные журналисты. «Это подростковый бунт у нашего поколения, — считает Антон Вагин. — Так молодые люди в принципе относятся к советской культуре: нам это [в юности] пихали из телевизора, поэтому к этому формируется негативное отношение. Но оно несправедливо. В советской поп-музыке было много всего крутого».
После такого количества хитов, после революции, которую она совершила, после перестройки Пугачева могла бы вообще ничего не делать, говорит Вагин. Этим и объясняются ее вечные уходы со сцены, которые артистка регулярно порывается совершить с 90-х годов: ей уже нечего кому-то доказывать, можно просто жить, продолжает он.
Впрочем, уход на покой у нее не очень-то получается. Раз за разом певица играла «последние» концерты, но все-таки возвращалась на сцену. Наконец, в 2019 году Пугачева дала концерт под названием «P.S.» в Государственном Кремлевском дворце. Он остается последним на сегодняшний момент — однако с тех пор у Пугачевой вышло несколько новых песен и даже альбом с песнями, записанными как раз на последнем концерте.
Однако сама Алла Пугачева сказала, что о выходе нового альбома «узнала последней». То есть не подтвердила, что его выпуском занималась именно она. «То, что все еще пытаются какие-то ее бутлеги выпускать, это говорит о многом, — замечает журналист Денис Бояринов. — А вот то, от чего она не отрекается — появившиеся новые песни, и это очень достойные работы».
Одна из последних — песня «Не беспокойся за меня».
«Это серьезная, добротно сделанная по старым стандартам качества, стопроцентно пугачевская вещь, — считает Бояринов. — Песня универсальная, она может читаться и как ответ гонителям, хейтерам и пропагандистам, и бывшим друзьям, и поклонникам, которые за нее переживают».
Не беспокойся за меня,
Я готова к любой судьбе
Богом данное не поменять
И нельзя изменить себе.
Накануне юбилея Пугачева выпустила песню под названием «Я плачу», а следом еще одну композицию — «Жизнь слишком хороша».
«Сам исторический процесс ее вытащил из замка в Грязи и поместил снова в фокус всеобщего внимания, — рассуждает Бояринов. — Пугачева сейчас не самая популярная артистка, но она остается влиятельной фигурой в общественной жизни».
Певица продолжает выражать свою позицию в соцсетях. В марте в интервью «Комсомольской правде» раскритиковал Пугачеву и других уехавших музыкантов. «Россия их сделала значимыми и узнаваемыми людьми, — заявил он. — Они на коленях все еще приползут и будут стоять у России и целовать ноги».
В ответ Пугачева выложила в своем инстаграме ролик, где, дурачась, говорит хриплым «старческим» голосом: «Стасик, это я, безголосая певица, старенькая Алла Пугачева. Чего ты испугался? Не собираются нормальные люди возвращаться туда, так что шуруй, зарабатывай, пока можешь». В конце ролика она уже нормальным голосом и с улыбкой называет Михайлова мудаком.
Читайте также новые расследования редакции:
Максим Викторович Шкиль, украинский предприниматель, замешанный в коррупционных связях